Выходцы из Таджикистана, авторы и исполнители спектакля «Акын-опера», поставленного в московском «Театре.DOC», Покиза Курбонасенова, Аджам Чакобоев и Абдулмамад Бекмамадов стали лауреатами российской театральной премии «Золотая маска».

Юбилейная 20-я торжественная церемония вручения Национальной театральной премии прошла вчера, 18 апреля, на исторической сцене Большого театра в Москве. В 34 номинациях на премию претендовали более 170 номинантов.

Награду получать на сцену в числе других поднялись автор проекта Всеволод Лисовский и Абдулмамад Бекмамадов, которые в 2013 году был вынужден уехать домой по семейным обстоятельствам и вернулся в Москву буквально на днях

«Мы очень рады, что наш проект оценили. Но работа на сцене, конечно, не может обеспечить финансово наших актеров, поэтому Абдул, который был единственным, кто представлял старую команду, и приехавший после долгого пребывания на родине только на днях, в Москве снова в поисках заработка, но и в наших проектах будет участвовать. Дословно не помню, что он сказал, получая премию, но примерно это звучало так "Если нужно в Большом театре что-то отремонтировать, зовите, недорого возьмем"», — рассказал интернет-порталу «Россия для всех» Лисовский.

Читайте также: Почему Далер Назаров не пишет песни и не готов быть гордостью нации?>>

В скором времени, по словам Лисовского, «Театр.DOC» планирует поставить еще один спектакль на тему миграции.

«Как раз очень скоро мы запускаем еще одну постановку на тему миграции, где Абдул и другие наши актеры будут задействованы. В том числе и Покиза с Аджамом, которые, к сожалению, с нами на церемонию пойти не смогли. Видимо, работа», — сказал он.

Таджикские актеры удостоились специальной премии жюри музыкального театра. Лауреатами в этой номинации также стали «Опер группа» и Большой театр за постановку «Франциск» и пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского за «Свадьбу Фигаро».

Премьера спектакля «Акын-опера» (или «Баллада о мигрантах») прошла в Театре.DOC в Москве 16 сентября 2012 года. Основой стиля для постановки послужил древний жанр импровизационного песнопения, более известный в Центральной Азии и на Кавказе как акын, бахши или ашуги. Трое мигрантов из Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан играли на таджикских национальных музыкальных инструментах - торе, рубобе, дойре — и рассказывали истории из своей жизни — о поездке в Россию, сложностях трудоустройства, мошенниках, взаимоотношении с правоохранительными органами — на русском языке. В перерывах между пятью эпизодами они пели  народные песни на таджикском и шугнанском языках.

Для всех трех актеров на момент премьеры и после нее основным местом работы и заработка оставались прежние места работы — Аджам Чакобоев и Абдулмамад Бекмамадов трудились на стройках, Покиза Курбонхусейнова работала уборщицей в налоговой.

В репортаже интернет-портала «Россия для всех» Покиза рассказала, что ей пришлось бросить театр, так как надо было помогать ухаживать за новорождённой племянницей.

«Мы много выступали. После каждой постановки получали по 2,5-3 тыс. рублей. Но вот Абдул уехал, и команда распалась. Недавно Сева (Всеволод Лисовский - Прим. ред.) меня снова приглашал, но я уже была занята сестрой и малышом», — сказала она.

В новой версии «Акын-оперы», перезапущенной в «Театре.DOC» в 2013 году, из предыдущего состава остался только Аджам Чакобоев, который стал ее режиссером, а в качестве актеров были приглашены другие мигранты — из Узбекистана, Украины и других стран. Формат постановки был сохранен.

Читайте также: Покиза Курбонасейнова — из актрисы в уборщицы и обратно>>