Москва — Памир — Москва

За 68 минут режиссер фильма смогла показать зрителям всю свою четырехлетнюю работу — наблюдения за жизнью своего героя в разных его ипостасях — как трудового мигранта, артиста, отца и мужа, не видевшего семью уже 10 лет. Эпизод за эпизодом сюжеты своей реальной истории Абдул трансформирует в поэтические тексты, которые так легко ложатся на ритмы традиционных памирских песен.

© М. Душанбеева
В Москве показали фильм российского режиссера «Песни Абдула»

А начинается фильм с Москвы, куда Абдул, талантливый артист и юморист, приезжает на заработки. Здесь он занят в строительной сфере, иногда

Национальная театральная премия "Золотая Маска"
«Акын-опера» номинирована на премию «Золотая маска»
выполняет дополнительную работу для души, играя в спектакле Всеволода Лисовского «Акын-опера». Одним из зрителей спектакля была как раз режиссер Анна Моисеенко, которую заинтересовала игра и пение актеров, особенно Абдула. Познакомившись с ним, режиссер снимает его жизнь не только в Москве, но и на Памире, в родном Рошткалъа. По приезду с родины Анна продолжает снимать жизнь своего героя в Москве, где зачастую проходят многие важные события его жизни, например позитивные — получение престижной российской театральной премии «Золотая маска» в Большом театре, свадьба дочери, выступления в спектаклях и негативные — постоянная смена работы и жилплощади. По истечении четырех лет съемок режиссер наконец представила свой проект на суд зрителей в рамках кинофестиваля «Артдокфест».

© М. Душанбеева
В Москве показали фильм российского режиссера «Песни Абдула»

 

Главный герой Абдул

Анна Моисеенко рассказывает, что спектакль «Акын-опера» заинтересовала ее своей тематикой (жизнь мигрантов), да и памирская музыка ее не оставила равнодушной. И когда позже она услышала, что Абдул после 10 лет отсутствия на родине решил туда поехать, Анна поняла, что это как раз возможность поближе познакомится с людьми, которые приезжают на заработки в Россию ради благополучия своей семьи.

Со шпателем в театр. О таджике-сантехнике, получившем «Золотую маску»

— Я никогда такого не видела, чтобы человек так долго отсутствовал у себя дома и при этом всегда был на связи с родными, был в курсе всех их дел и при этом вообще семья оставалась полноценной. Меня это заинтересовало. Решение поехать на Памир приняла очень быстро, хотя информацию о регионе имела довольно скудную, не успела почитать. Коллега Абдула по «Акын-опере»  Покиза Курбонасейнова уговаривала меня не ехать туда зимой, потому что в это время там условия не самые хорошие, да и холодно, как в России. Но я как-то на это все не обратила внимания. Прилетаем мы в Душанбе, а там хорошо, тепло. Неделю там пожили и поехали на Памир на машине. Вот тут-то я и поняла, почему меня уговаривали Абдул с Покизой не ехать. Было очень холодно, мы два дня провели в пути, а дорога узкая, с одной стороны река, с другой — горы. По приезду еще сильно заболела, думала — все, умираю. (Смеется.) Разослала всем друзьям прощальные сообщения, они же в свою очередь пытались меня спасти, эвакуировать с Памира.

© М. Душанбеева
В Москве показали фильм российского режиссера «Песни Абдула»

Гулчагул (жена Абдула) приготовила мне ношхухпа (суп из сушеного абрикоса, традиционная еда памирцев), сначала я его не могла пить, но она меня заставляла, и Абдула тоже, так как он также заболел. И вот нас с ним поили, поили этим ношхухпа, и потихонечку мы приходили в себя. Я там была почти месяц и постоянно ходила с камерой и снимала. Было очень много смешных моментов. Соседи и родственники Абдула, которые приходили к нему в гости, на меня  смотрели и говорили: «А она камеру выключает когда-нибудь?» или «Когда у нее батарейки сядут?». Я, конечно, благодарна семье Абдула, особенно жене. Не каждый впустит вот так человека в свою семью. Несмотря на трудные условия, они меня приняли как близкого человека, очень хорошо и открыто.

© М. Душанбеева
В Москве показали фильм российского режиссера «Песни Абдула»

 

Смех сквозь слезы

 После просмотра фильма Абдумамад Бекмамадов в свойственной ему манере, шутя, общался с журналистами и зрителями.

Акын –опера 2
«Баллада о мигрантах – 2». Театр.doc презентовал новую версию «Акын-оперы»

— Я эту жизнь всерьез не воспринимаю, постоянно шучу, смеюсь, даже если иногда не смешно, так легче жить, понимаете. Все песни, которые были в этом фильме, это все памирские народные песни, которые наши предки пели на чужбине, когда в какую-нибудь беду попадали, грустные песни, одним словом. Но я преподнес их в шуточной форме, добавив в них свои слова, и поэтому становится легче смотреть этот фильм. Хотя там, в зале, увидев вновь лица своих родных и близких, мечтал очутиться рядом с ними, в своем доме. Сейчас уже отошел от строительных работ, больше занимаюсь творческими делами. Я создал театр «Эхо Памира», который действует при РОО «Нур». В труппе сейчас 12 человек, после Нового года уже будем показывать спектакли, гастролировать.

© М. Душанбеева
В Москве показали фильм российского режиссера «Песни Абдула»

Когда увидел, что на премьеру фильма пришло столько народу — а ведь это не фильм-боевик, где в главных ролях знаменитости, Ван Дамм или

Из актрисы в уборщицы и обратно. В гостях у Покизы Курбонасейновой
Шварценеггер, а я Абдул, — то подумал, что вся наша работа с Анной кому-то интересна, что не зря все сделали. Жаль, конечно, что Анна увидела Памир в холодное время. Поехала бы туда летом — уверен, у нее были бы совсем другие впечатления, но, надеюсь, мы эту поездку повторим и снимем что-нибудь еще интересное. Главное сейчас — позвонить домой и сообщить жене, что фильм вышел, она пока не в курсе. А то, не дай бог, разозлится, и все — будет мне закрыта дорога домой еще на 10 лет!

© А. Патлай
Репетиция первой постановки «Акын-опера» в Театре DOC с участием Покизы Курбанасейновой, Аджама Чакобоева и Абдулмамада Бекмамадова в главных ролях