Навруз является самым известным и распространенным праздником персоязычных народов - афганцев, иранцев и таджиков.

Праздник отмечается на общегосударственном уровне, и эти три дня (20-22 марта) являются выходными.

Главным символом праздника считается сумалак, который в этот период готовят во многих домах. Блюдо является главным на праздничном столе в Навруз. Он готовится из пророщенных зерен пшеницы, а предки считали его священным и целебным.

К готовке сумалака готовятся заранее. Примерно за неделю до праздника в тарелке (главное, чтобы посуда была не с глубоким дном) замачиваются зерна пшеницы. За неделю они проращиваются - считается, чем длиннее зерна, тем лучше будет урожай в следующем году.  Проросшие зерна толкут в ступе, бросают в казан, наливают воды, добавляется мука и вся это должно вариться 10-12 часов (обычно варят ночью). Необходимо в процессе варки постоянно и без пауз помешивать. Хотя сахар и не добавляется, вкус у блюда получается очень сладкий. Сумалак должен быть готов к восходу солнца в основной день праздника, то есть 21 марта. Во время приготовления сумалака женщины и дети поют праздничные песни, читают стихи.

Сам слово Навруз начало встречаться в персидских источниках еще во II веке нашей эры, однако отмечался и в VII веке до нашей эры. В «Шахнаме», выдающемся памятнике таджикской литературы, поэта Абулькасима Фирдоуси, появление праздника описывается в частности следующим строками:

...словно Солнце небесных высот,

Сиял повелитель прославленный тот.

Сходился народ на его торжество,

Дивился величью царя своего.

Джамшида, осыпав алмазным дождем,

Назвали тот радостный день Новым днем.

То день был Ормазд, месяц был - Фарвардин.

Забыв о заботах, не помня кручин,

Под говор струны, за ковшами вина,

Вся знать пировала, веселья полна.

И люди тот праздник святой сберегли,

Как память о древних владыках земли.

Также по традиции на праздничном дастархане должны присутствовать семь обязательных элементов, так называемые «Хафт син» (Семь элементов, чьи названия начинаются с буквы «Син» персидского алфавита): Сабзи - ростки пшеницы или чечевицы, символизирующие возрождение природы; Саману - пудинг из хлеба, в котором ростки пшеницы как бы обретают новую жизнь; Сиб/Себ - яблоко, символ здоровья и красоты; Сенджед - облепиха, чьи плоды символизируют любовь; Сир (чеснок), что символизирует медицину; Сумах (ягода), олицетворяющая цвет рассвета; Серке (уксус) - означает возраст и терпение.

Эти семь элементов с древних времен символизируют семь ангельских вестников жизни и возрождения, здоровья, счастья, благополучия, радости, терпения и красоты.