Продолжительность полетов между городами России и Таджикистана увеличится, что может повлечь рост расходов авиакомпаний и, соответственно, повышение цен на билеты на это направление.

Это произошло из-за изменения маршрутов рейсов в связи с решениями соответствующих ведомств двух стран.

7 марта Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) направило таджикским коллегам телеграмму с оповещением об изменении с 8 марта точек входа и выхода для регулярных рейсов авиакомпаний Таджикистана («Сомон Эйр» и «Таджик Эйр») в связи с перегруженностью трасс, которые те использовали, хотя российским компаниям оставили их прежние маршруты.

Таким образом, длительность рейсов таджикских перевозчиков увеличилась на 30-50 мин., заявлял ИА «Азия-Плюс» источник в авиационной отрасли РТ. Например, до Москвы вместо прежних четырех часов (без дозаправки) теперь придется лететь около пяти часов, а до Санкт-Петербурга — на 40 мин. дольше.

Врач-кардиолог из Душанбе Хайём Махмудов
Участник форума молодежи из Душанбе спас пассажира рейса Москва–Ростов

«Это ставит таджикские авиакомпании в неравное положение с российскими перевозчиками, которым маршрут не меняли. Таджикские авиакомпании, летая по новым воздушным трассам,  расходуют больше топлива», — сказал он.

Маршруты были изменены для всех рейсов из РТ в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Самару, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Казань и  Оренбург.

Таджикская сторона обратилась за разъяснениями к российским коллегам, но ответа не получила и приняла ответные меры.

«В течение семи дней ответа с обоснованием решения от Росавиации не последовало, и авиационные власти приняли ответные адекватные зеркальные меры: с 16 марта для российских авиакомпаний, работающих на линиях авиасообщения между российскими и таджикскими городами, были изменены точки входа и выхода в пределы Таджикистана. Соответственно, время полета для российских авиакомпаний в города Таджикистана также увеличилось, в среднем до получаса», — заявил источник издания в Министерстве транспорта РТ.

Воздушный бой. Россия и Таджикистан вновь ссорятся из-за авиарейсов
Воздушный бой. Россия и Таджикистан вновь ссорятся из-за авиарейсов

Все это, по его словам, естественно, приведет к удорожанию полетов в РФ и обратно, но таджикские авиавласти пошли на зеркальные меры, чтобы лишить российских перевозчиков привилегированного статуса, так как те, летая по старым маршрутам, несли меньше расходов.

«Росавиация искусственно создала неблагоприятные  условия для таджикских авиакомпаний, пассажиры испытывают новые неудобства. С увеличением расстояния увеличивается и расход топлива, соответственно, компании вынуждены повысить цены на авиабилеты», — сказал он.

Новые взаимные санкции авиационные власти двух стран приняли на фоне очередного конфликта, который произошел из-за невыдачи разрешения на выполнение полетов «Уральским авиалиниям». В этот раз компанию не допустили на маршрут Пермь — Душанбе, а также на ряд других направлений «в нарушение международных договоренностей и без предварительного уведомления», говорится в заявлении Минтранса России, опубликованном на прошлой неделе. Российская сторона призвала таджикскую к соблюдению обязательств и напомнила о праве ответить отзывом или невыдачей разрешения на полеты авиакомпаниям РТ. Кроме того, РФ пригласила РТ на переговоры в Москву 22-23 марта. О том, когда состоится (или уже состоялась) встреча, не сообщается.

Конфликты авиационных властей двух стран в последние два года возникают регулярно и иногда провоцируют приостановку полетов.

Даниель Рустамов и Мехрона Гайбуллоева
Таджикистанцы поразили жюри двух музыкальных шоу в России. Как это было

Так, спор из-за отказа согласовать рейсы двух российских авиакомпаний из аэропорта Жуковский в подмосковном Раменском впервые разгорелся в конце 2016 года. Тогда российская сторона пригрозила полностью прекратить авиасообщение с республикой уже 8 ноября. В РТ настаивали, что воздушная гавань относится к Москве, а оттуда летают по две авиакомпании с каждой стороны согласно договоренности. Российская сторона в ответ обвинила Таджикистан в нарушении суверенитета РФ, так как тот определяет статус российской воздушной гавани.

7 ноября таджикская сторона согласилась допустить новые авиакомпании к полетам, но совершать их в Душанбе и Худжанд начали только «Уральские авиалинии», а выдача разрешения «Ямалу» затянулась. РФ вновь пригрозила прекратить полеты 22 декабря. В Москву в этот день срочно вылетели представители Минтранса РТ. 23 декабря Россия приостановила полеты таджикской частной компании «Сомон Эйр» в регионы РФ, а Таджикистан в ответ запретил «Уральским авиалиниям» летать в РТ из четырех российских городов. Ограничения сняли только четыре дня спустя: «Сомон Эйру» разрешили возобновить полеты сразу, а «Ямал» должен был начать их в марте 2017 года.

Первый зампред Маджлиси Оли Маджлиси Милли РТ Абдурахмон Кодири и вице-спикер Совета Федерации РФ Евгений Бушмин на заседании оргкомитета межпарламентского форума «Россия–Таджикистан» в Москве
О чем будут говорить Россия и Таджикистана в 2018-м? Отвечают сенаторы

3 апреля 2017 года «Сомон Эйру» снова частично запретили летать в РФ, но уже в Москву из Душанбе и Худжанда. Тогда власти РТ не подтвердили заявку «Ямала». В республике пригрозили отменой некоторых рейсов «Уральских авиалиний» и «Ютэйра», но не сделали этого, сославшись на то, что «стороны договорились разрешить спорные моменты в ходе переговоров в Москве». В конце месяца вопросы были урегулированы.

«Ямал» планировал приступить к выполнению рейсов из Жуковского в РТ летом 2017 года, но так и не сделал этого. В конце 2017-го Росавиация лишила компанию допусков на рейсы в Таджикистан. Сейчас из Раменского в республику выполняют полеты только «Уральские авиалинии».