Российско-таджикская картина «Песни Абдула» режиссера Анны Моисеенко, рассказывающая о жизни артиста и трудового мигранта из Таджикистана Абдумамада Бекмамадова, стала победителем третьего фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC».

В Москве показали фильм российского режиссера «Песни Абдула»
Фильм «Песни Абдула» показан в рамках проекта «Артдокфест» в Москве

Фильм снимался как дома у Бекмамадова в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) РТ, так и в Москве, куда главный герой приезжает на заработки, и рассказывает о жизни и быте Абдумамада, который в 2014 году стал лауреатом престижнейшей в России театральной премии «Золотая маска».

«Во время съемок на Памире я жила с семьей круглосуточно. С камерой буквально засыпала и просыпалась. Я снимала постоянно и интуитивно, поскольку не понимала шугнанского языка. Фильм уже второй год путешествует по фестивалям, у Абдулы есть личные призы за него, но это совершенно не помогло изменить ему свою жизнь, он по-прежнему подрабатывает примерно тем же, чем показано в фильме. К сожалению, его известность не монетизируется», — цитирует Анну Моисеенко пресс-служба фестиваля.

© Shatters, Ardèche Images Production
Кадр из фильма «Песни Абдула» режиссера А. Моисеенко

Торжественная церемония награждения прошла в четверг, 4 октября, в столице Беларуси Минске, однако сам главный герой фильма на ней не присутствовал.

«Он не смог приехать на этот фестиваль, так как у него кончился срок действия паспорта, а сделать новый он вовремя не успел. Для этого надо выезжать в Таджикистан и почему-то новый паспорт стоит 200 евро, которых у Абдула нет. Мы пытались ему помочь, но все равно не успели. Вот такая жизнь у артиста», — сказала она.

Со шпателем в театр. О таджике-сантехнике, получившем «Золотую маску»

В беседе с интернет-порталом «Россия для всех» Бекмамадов подтвердил, что не смог поехать в Минск из-за того, что срок действия его загранпаспорта истек и новый он сделать не успел.

«Я-то думал, что подам документы и за три-четыре дня мне сделают паспорт, в посольстве-то все меня знают и всегда идут на встречу. Там и сказали: чем сможем, поможем. Но, оказывается, ведь здесь только отпечатки берут и заявления, а бланки печатают в Душанбе, поэтому от них [консульства] тоже ничего не зависело. Ну я подал документы, заявку они отправили, скоро уже паспорт должен быть готов», — рассказал Абдумамад Бекмамадов.

Он признается, что очень рад очередной награде, которую получила картина, и что жизнь его остается такой же, как и была: подработки, музыка и скоро снова театр — они возвращаются к спектаклю, принесшему этой тройке известность.

«Уже на следующей неделе мы с Аджамом [Чакобоевым] снова начнем репетиции в Театре.Doc. Это будет продолжение “Акын-оперы”, но, естественно, там будут новая музыка и содержание – теперь мы будем рассказывать о своей сегодняшней жизни, с того периода, как получили премию “Золотая маска”. Покиза [Курбонасейнова] сейчас дома, в Таджикистане, но скоро должна вернуться и сразу присоединиться к нам на репетициях», — сказал он.

В Москве выпустили музыкальный альбом с таджикскими народными песнями в исполнении трудовых мигрантов из Таджикистана Voices of Pamir. "Two Sisters" (Голоса Памира. «Две сестры»)
Мигранты-музыканты. В Москве вышел альбом таджикских народных песен

Формат и основа «Баллады о мигрантах», по его словам, останутся прежними: древний жанр импровизационного песнопения, более известный в Центральной Азии и на Кавказе как акын, бахши или ашуги, а под эту музыку, которую трое мигрантов из ГБАО на таджикских национальных музыкальных инструментах играют сами, рассказывают истории из своей жизни. В перерывах между эпизодами они будут петь народные песни на таджикском и шугнанском языках. Дата премьеры также пока неизвестна, но, по словам артиста, она, скорее всего, состоится уже через месяц, в ноябре.

Премьера «Акын-оперы» (или «Баллады о мигрантах») прошла в Театре.DOC в Москве 16 сентября 2012 года, а в апреле 2014 года они стали лауреатами российской театральной премии «Золотая маска».

© А. Патлай
Репетиция первой постановки «Акын-опера» в Театре DOC с участием Покизы Курбанасейновой, Аджама Чакобоева и Абдулмамада Бекмамадова в главных ролях

Несмотря на полученную известность, основные места работы артистов оставались прежними — мужчины работали на стройках, а женщина уборщицей в налоговой. Сейчас, по словам Бекмамадова, он в основном трудится на пару с Чокобоевым, когда поступают какие-либо заказы на ремонт и другую разную работу, а где будет работать Покиза после возвращения, пока неизвестно.

Дни культуры Таджикистана в России. Танцевальный ансамбль «Базморо» на открытии в Москве 12 августа 2015 года
Десятки артистов из Таджикистана выступят в Большом театре в Москве

Из-за загруженности и жизненных обстоятельств они не раз бросали работу в Театре.Doc, но время от времени сотрудничали с ним, а также продолжали заниматься музыкой. В 2016-м в Москве вышел альбом с таджикскими народными песнями в исполнении трудовых мигрантов из республики, где солируют Покиза Курбонасейнова и ее сестра Латофат, а одним из тех, кто аккомпанирует, был Аджам Чокобоев. Сейчас же вся тройка создала ансамбль народных песен, куда помимо них вошли еще пять музыкантов, тоже мигрантов.

«Вот мы сейчас с Аджамом репетируем как раз. Послезавтра выступим в Большом театре на открытии Дней культуры Таджикистана в России. В общем, в ансамбле нас восемь человек, и мы хотели бы развивать его, но есть свои трудности. Сейчас ищем спонсора. Есть один человек, который обещал помочь, вот ждем. Средства нам в первую очередь нужны для инструментов — ремонта и покупки», — сказал Абдумамадов.

Из актрисы в уборщицы и обратно. В гостях у Покизы Курбонасейновой

Если бы они нашли деньги на музыкальные инструменты, то все участники группы, по его словам, уже с уверенностью могли бы бросить то, чем занимаются, и полностью сконцентроваться на музыке.

«Единственная проблема — это инструменты. Когда у нас будет комплект, мы бы могли уже гастролировать. Нас ведь тоже всюду приглашают — в Москве, в Твери, да по всей России. Мы, думаю, могли бы как-то зарабатывать уже на этом», — сказал он.