Выставка «Долина ветров», посвященная творчеству заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР и народного художника Таджикистана Зухура Хабибуллаева, открылась в Государственном музее Востока в Москве в среду, 26 сентября.

В экспозицию по большей части вошли картины художника из частной коллекции Юлии Вербицкой, главы фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты», организовавшего выставку, сообщили в пресс-службе посольства РТ в РФ.

Поэт Рудаки и его возлюбленная Нигина. Кадр из художественного фильма Бориса Кимягарова «Судьба поэта», Таджикфильм, 1959 год
В Третьяковской галерее пройдет показ двух картин «Таджикфильма»

«Художник создал собственный пластический язык, основанный на восточном мироощущении и этнической культуре. Без упоминания его не обходится ни один рассказ об изобразительном искусстве Средней Азии. На выставке можно познакомиться с произведениями мастера разных периодов его творчества, среди которых такие известные работы, как “Зима в Душанбе”, “Чилдара”, “Мираж” и другие», — говорится в сообщении.

Таджикистанец упомянут и в Большой советской энциклопедии, многих академических изданиях, его картины изучают студенты МГУ, они становятся темой их научных работ. Его творчество, по мнению представителей «Русских меценатов», во многом определило стилистические особенности советской таджикской живописи 1960-х годов.

© РИА Новости, Л. Носов
Репродукция картины художника Зухура Нурджановича Хабибуллаева «Высокогорное пастбище»

Хафиз Ширази
Надписи XVI века, найденные рядом с Кремлем, оказались стихами Хафиза
«У Зухура Хабибуллаева был редкий дар находить красоту повсюду и, переосмыслив, показывать ее зрителю в принципиально новом ракурсе, под новым углом. Истоки творчества Зухура Хабибуллаева лежат в традициях школы русской живописи и русского авангарда. Свойственная азиату (а он был им и гордился этим всю свою жизнь) склонность к абстрактному мышлению нашла выплеск на холсте», — говорится в описании профиля художника на сайте фонда.

Одна из самых известных его работ называется «Гиджак» (Ғиҷҷак — таджикский национальный струнный инструмент), на которую не раз обращали внимание чиновники сферы культуры советской эпохи. Чаще с критикой.

© Sputnik–Таджикистан
Картина «Хиджак» (Ғиҷҷак — таджикский национальный струнный инструмент) заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР и народного художника Таджикистана Зухура Хабибуллаева на выставке «Долина ветров», посвященной его творчеству, в государственном музее Востока в Москве, 26 сентября 2018 года

Художник Александр Акилов на открытии своей выставки в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, 6 сентября 2018 года
Выставка Акилова открылась в старейшем художественном музее России
«На республиканской выставке в 1961 году висела моя картина “Гиджак”. Пришли секретари ЦК, тогда Коваль был вторым секретарем. “А что он сидит босиком? Не было галош, что ли?” – спросил он. Тогда Джаббар Расулов сказал: “Они же сидят на курпаче, как можно быть в обуви?”», – говорил художник в одном из своих последних интервью.

Не пришлась по нраву работа и министру культуры СССР в советские времена Светлане Фурцевой, которая назвала ее вызывающей, а потом приказала убрать ее со всесоюзной выставки, обвинив автора в формализме.

Выставка «Долина ветров» будет работать до 14 октября.

В фестивале «Интермузей» в ЦВЗ «Манеж» принял участие Республиканский историко-краеведческий музей имени Абуабдулла Рудаки из Пенджикент
Таджикская невеста покорила всех на выставке в московском «Манеже»

Зухур Хабибуллаев родился в 1932 году в городе Душанбе, в 1959 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной, после чего вернулся в таджикскую столицу, где начал преподавать в Республиканском художественном училище.

Работы мастера хранятся в Государственном музее Востока, Третьяковской галерее, а также в музейных и частных коллекциях Великобритании, Франции, Швейцарии, Индии, США, Китая и других стран.