Запрет на ввоз в Таджикистан автомобильного транспорта, произведенного до 2005 года, начнет действовать уже через две недели — с 15 февраля этого года, следует из текста постановления правительства, подписанного Эмомали Рахмоном 27 января.

Официально о начале этих санкций объявлено не было (документ также не был опубликован), но копия постановления начала распространяться в мессенджерах и интернете на этой неделе, а в пятницу об этом без указания источников сообщило ИА «Азия-Плюс».

«Запретить ввоз автомобильных транспортных средств до 2005 года выпуска (товарная позиция 8702, 8703 и 8705 номенклатурного перечня внешнеэкономической деятельности РТ) с 15 февраля 2018 года», — говорится в документе.

Уголовное наказание за супружескую измену просят ввести в Таджикистане
В Таджикистане задумались об уголовном наказании за супружескую измену

Обеспечить контроль, таможенное оформление и регистрацию ввозимых транспортных средств в соответствии с настоящим постановлением поручено Таможенной службе при правительстве РТ и Министерству внутренних дел страны.

В ходе выступления на расширенном заседании правительства республики 18 января Эмомали Рахмон предложил рассмотреть вопрос  о запрете ввоза в республику старых автомобилей, так как они, по его словам, наносят огромный вреда экологии и перегружают дороги Душанбе.

Неделю спустя представитель комитета по охране окружающей среды при правительстве РТ Саидусмон Судуров сообщил, что соответствующий документ уже разработан и направлен на рассмотрение ответственным ведомствам.

«Старые автомобили загрязняют воздух, особенно это заметно в крупных городах и населенных пунктах. <…> Если выбросы предприятий осуществляются на определенной высоте, то автомобильные выбросы составляют от 50 до 150 см, то есть люди дышат ими себе во вред», — заявил он.

В Таджикистане призвали мигрантов не посещать 11 городов России летом
Таджикских граждан призвали не ехать в Россию во время чемпионата мира

Однако, согласно проекту постановления, запрет предполагалось ввести с 1 апреля 2018 года. С чем связана срочность ввода запрета и что будет с транспортными средствами, которые были закуплены до принятия постановления и сейчас могут быть на пути в Таджикистан, не уточняется. Также не сообщается о том, планируют ли власти бороться и каким образом с повышением цен на автомобили, которое может спровоцировать принятие документа.

Импорт старых легковых автомобилей, преимущественно произведенных в Германии и ввезенных из Прибалтики, куда стекаются подержанные автомобили со всей Европы, начал падать с наступлением кризиса в 2014 году на фоне резкого снижения спроса на транспорт в республике и продолжал падать последние четыре года. Перегощинки (как их называют жители Таджикистана, хотя они завозят все поездами) ремонтировали автомобили и приводили их в товарный вид уже на родине, после чего продавали.

Главный исполнительный директор Salini Impregilo Пиетро Салини и президент Таджикистана Эмомали Рахмон (слева направо)
Сдачу первого агрегата Рогунской ГЭС приурочат к Дню президента

Еще в 2012 году за 11 месяцев в Таджикистан было ввезено автомобилей на сумму более 510 млн долларов, но уже в первом полугодии 2017-го импорт упал до 15 млн долларов — в три раза меньше, чем за аналогичный период 2016 года (47,3 млн). На июнь прошлого года в республике находилось около 800 тыс. единиц легковых автомобилей.

Главным фактором, провоцирующим спад внешнеторгового оборота Таджикистана, для которого раньше импорт (продовольствия и автомобилей) был основной статьей, стало снижение потребления в республике, которое в свою очередь было спровоцировано кризисом и сокращением объема денежных переводов трудовых мигрантов на родину.