Памирский тракт, проходящий по территории Кыргызстана и Таджикистана, попал в список пяти самых недооцененных туристических направлений мира, составленный одним из самых известных научно-популярных географических журналов в мире — National Geographic.

Соответствующий материал опубликован сайте американской версии издания 19 сентября.

В базовом лагере советских альпинистов во время подготовки к восхождению на Эверест. На заднем плане пик Коммунизма (7495 м). Памир.
Пик Сомони в списке 14 самых необычных мест бывшего СССР Forbes

«Несмотря на богатую культуру и разнообразие пейзажей страны Центральной Азии из-за устоявшегося стереотипа часто группируются воедино как "станы" или остаются незамеченными и игнорируются также одновременно все вместе. Но в регионе сосредоточены бесчленные места, справедливо славящиеся своей природной красотой, уникальной историей и древними традициями», — пишет издание в введении к материалу, представляя пять мест, которые заслуживают внимания путешественников на этом маршруте.

Открывает своеобразный рейтинг автор статьи Тоби Кокс ознакомлением с бывшей столицей Казахстана Алма-Атой, которую представляет главным хабом для перелетов внутри региона, а также обязательно советует посетить местные музеи и высокогорный «Медео» — «зимнюю страну чудес».

Далее он рекомендует побывать в караван-сарае XV века «Таш-Рабат», расположенном на высоте более 3,5 тыс. м в Нарынской области Кыргызстана, недалеко от границы с Китаем.

Таджикистан в рейтинге миролюбия стран занял 114-е место из 163-х
Таджикистан в рейтинге миролюбия стран занял 114-е место из 163

И в середине своего материала Кокс переходит к рассказу о Памирском тракте — части трассы M41 (хотя в статье ошибочно указано M14), по которой можно добраться из столицы Таджикистана Душанбе до города Оша на юге Кыргызстана через горы Памира.

«Отложите около недели на свою поездку, чтобы хватило времени на стоянки в живописных местах и спонтанные изменения в маршруте из-за разительных лунных видов, сверкающих озер, блуждающих яков и внушительно больших покрытым снегом гор Гиндукуша», — пишет автор.

Затраты на поездку могут отличаться в зависимости от выбора транспортного средства: некоторые выбирают велотуры, а другие нанимают водителей, которые, по его данным, могут стоить 1-2 тыс. долларов. Стоит учесть и визовые сборы, величина которых также может отличаться для граждан разных стран. При этом журналист рекомендует обязательно начать путешествие в Душанбе, а завершить его в Оше, а не наоборот.

Участник рейтинга Forbes «30 новаторов моложе 30 лет в Азии» из Таджикистана Азимджон Азими
Впервые таджикистанец попал в рейтинг Forbes «30 новаторов моложе 30»

«Обратный маршрут увеличивает шансы подвергнуться высотной болезни», — предупреждает он.

Высотная гипоксия происходит из-за кислородного голодания вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, которое возникает высоко в горах. А Ош как раз расположен на 200-250 м выше над уровнем моря, чем столица Таджикистана.

Ранее National Geographic уже включал Памирский тракт в другой свой рейтинг, 10 самых красивых автодорог мира, подчеркнув, что дорога является самой высокогорной на территории бывшего СССР, а самой захватывающей остановкой на трассе станет крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря в Горно-Бадахшанской автономной области. Почти вся трасса тракта грунтовая и проходит через три горных перевала — Талдык (3615 м над уровнем моря), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал (4655 м).

National Geographic: Памирский тракт — в десятке самых красивых автодорог мира
Nat–Geo: Памирский тракт — в десятке самых красивых автодорог мира

В недооцененные направления Центральной Азии Nat-Geo включило городище бронзового века (2300 лет до н. э.), найденное на юго-востоке Туркменистана, Гонур-Депе, а также один из старейших городов региона, расположенный в Узбекистане, Бухару, которая с древнейших времен была важным политическим, культурным, научным и религиозным центром.