Большая часть ремонтных работ на дорогах Таджикистана в прошлом году производилась за счет местных жителей и предпринимателей, а не из бюджета республики.

Противолавинная галерея на Буйбинском перевале федеральной автомобильной дороги Р257 «Енисей» в России
На горных дорогах Таджикистана хотят построить противолавинные галереи

Такие данные привел министр транспорта РТ Худоёр Худоёрзода на пресс-конференции по итогам 2018 года, которая прошла в среду, 30 января, в Душанбе.

«В этом году за 60,8 млн сомони (свыше 6,4 млн долларов, или 427 млн рублей по курсу НБТ на 30.01.2109) из республиканского бюджета, 8,9 млн сомони (943 тыс. долларов, или 62,5 млн рублей) из местного бюджета и 75,5 млн сомони (8 млн долларов, или 531 млн рублей) предпринимателей и жителей было отремонтировано в целом 875 км автомобильных дорог по всей стране. Из этого 605 км за счет предпринимателей и жителей, причем 155 км были  заасфальтированы», — цитирует ИА «Азия-Плюс» Худоёра Худоёрзоду.

Приходится ли какая-то часть из этого объема на коммерческие проекты или все отремонтированные дороги относятся к общественным, не сообщается.

Первую в Таджикистане эстакаду открыли в Душанбе
Первую эстакаду в Таджикистане открыли в Душанбе

Таким образом, в прошлом году в денежном выражении из всех затрат (145,2 млн сомони, или свыше 15,3 млн долларов, либо 1 млрд рублей) 52% пришлись на долю частных лиц, а в расчете на общий объем работ (в километрах) — 69%.

Ими, по словам главы минтранса, в первую очередь были отремонтированы дороги местного назначения, и ведомство намерено продолжить эту практику.

«Мы выделяем технику и работников для ремонта дорог за счет предпринимателей и жителей. Так, в прошлом году в Раште из 155 т битума для ремонта дороги 131 т была  закуплена за счет предпринимателей. Мы намерены продолжать эту практику и в этом году», — сообщил министр.

На асфальтирование одного метра, согласно расчетам ведомства, необходимо 26 долларов, а одного километра — уже 198 тыс.

Имамы города Бустон (Чкаловск) Таджикистана собственноручно уложили асфальт на одной из улиц, следуя призыву президента благоустроить города и районы к 30-летию независимости страны
Имамы Таджикистана лично уложили асфальт в ответ на призыв президента

Также чиновник сообщил, что в скором времени в Таджикистане могут появиться новые платные дороги по примеру управляемой частной компанией IRS трассы Душанбе–Чанак, единственной, которая соединяет север республики с остальной частью страны.

«Мы все стали свидетелями того, что платная дорога Душанбе–Худжанд показала эффективность. Если эта дорога не была бы платной, то одними средствами министерства транспорта невозможно было бы справиться с последствиями снегопадов и лавин. На поддержание этой дороги средства со стороны правительства не выделяются», — сказал Худоёрзода.

Какие именно трассы могут стать платными, по словам министра, станет известно в течение 2019 года.

Nat-Geo: Памирский тракт — в топ–5 недооцененных мест Центральной Азии
Nat-Geo: Памирский тракт — в топ–5 недооцененных мест Центральной Азии

«Есть и соответствующий приказ правительства о том, чтобы дороги первой категории стали платными. Мы работаем над этим и до конца года сделаем предложение правительству сделать платными несколько дорог», — заявил он.

В этом списке в будущем может оказаться и реконструируемая автодорога Душанбе–Бохтар (бывший Курган-тюбе) протяженностью 82 км. После ее полной сдачи в эксплуатацию в 2023 году, она станет скоростной и будет относиться именно к первой категории. В общей сложности на нее потратят почти 200 млн долларов.